Основные виды одноковшовых экскаваторов
Одноковшовый экскаватор — землеройная машина, наиболее распространенная в строительной и горнодобывающей отраслях. Выемка грунта и его транспортировка на короткие расстояния — это те задачи, без которых редко обходится стройка или разработка карьера. В этой статье рассмотрим виды одноковшовых экскаваторов, а также разберемся в классификации рабочих органов этих машин.
Классификации одноковшовых экскаваторов
Землеройные машины с ковшом за свою более чем двухсотлетнюю историю претерпели серьезные изменения. Поэтому современная классификация одноковшовых экскаваторов — это довольно сложная разветвленная система. Рассмотрим основные классификационные признаки этого вида строительных машин.
- Размерная группа. В российской классификации предусмотрено 9 размерных групп одноковшовых экскаваторов (от 0 до 8). Данный параметр определяет массу машины, мощность основного двигателя и объем ковша. Согласно этой классификации, все виды одноковшовых экскаваторов, независимо от рабочего оборудования и типа шасси, подразделяются на:
- особо легкие — миниатюрные экскаваторы с объемом ковша до 0,1 м³, которые применяются для рытья узких траншей при прокладке коммуникаций или других несложных работ;
- легкие — вмещают в ковш до 0,6 м³ груза, чаще всего это пневмоколесные тракторы с навесным экскаваторным оборудованием;
- средние — имеют объем ковша до 1,6 м³, изготавливаются как отдельные специализированные машины; редко можно встретить экскаватор с таким объемом ковша, установленным на универсальной платформе в виде навесного оборудования;
- тяжелые — карьерный вариант землеройной машины, такие экскаваторы почти не используется для общестроительных работ (объем ковша не превышает 4 м³);
- особо тяжелые — гиганты, применяемые в основном при добыче полезных ископаемых.
- Назначение. Этот признак определяет область применения землеройной машины. Выделяют два типа одноковшовых экскаваторов:
- специализированные (предназначены строго для определенных работ);
- универсальные (используются для широкого спектра задач).
- Тип шасси. Этот параметр обуславливает не только способ перемещения, но и в значительной мере ограничивает сферу использования одноковшового экскаватора. Выделяют 5 основных типов шасси:
- пневмоколесное — наиболее универсальный и распространенный тип; в свою очередь подразделятся на автомобильную платформу и тракторную;
- гусеничное шасси используется для передвижения по сложнопроходимым грунтам;
- железнодорожное шасси применяется на путях общего пользования или на рельсах, специально смонтированных под нужды строительных объектов.
Пневмоколесный одноковшовый экскаватор
В отдельную категорию выделяют так называемые шагающие экскаваторы. Они передвигаются на подвижных опорах с точечным касанием к грунту и используются на объектах, где невозможно применение экскаваторов с другим типом шасси (например, болотистая местность, площадки с сильными перепадами рельефа и т. д.).
- Тип силовой установки. Определяет источник энергии, который питает узлы и механизмы экскаватора. Тяжелые и особо тяжелые машины могут оснащаться несколькими силовыми установками. По этому признаку выделяют 3 основных вида одноковшовых экскаваторов:
- с двигателем внутреннего сгорания — самый распространенный тип, ДВС установлен на более чем 90% машин;
- с электродвигателем — такие машины получают энергию извне, от сети или отдельного генератора, однако своего ДВС не имеют;
- с паровым двигателем — устаревший тип, который сейчас почти не используется.
- Тип привода. Подавляющее большинство одноковшовых экскаваторов оснащается электрическим или гидравлическим приводом рабочего оборудования. Средние, тяжелые и особо тяжелые машины, которые эксплуатируются в сложных и даже экстремальных условиях (повышенная влажность, запыленность), чаще комплектуются оборудованием с механическим канатным приводом. Классический пример канатно-механического привода — драглайны, у которых подвеска ковша не предусматривает жесткой связи со стрелой.
- Возможность перемещения рабочего оборудования относительно шасси:
- полноповоротные экскаваторы (их рабочее оборудование способно вращаться на 360 градусов);
- неполноповоротные машины (охватывают только часть рабочего пространства, обычно в пределах 45–90 градусов).
Гусеничный одноковшовый экскаватор
Виды рабочего оборудования одноковшовых экскаваторов
Рабочий орган (РО) одноковшового экскаватора — это ковш. Общепринятая классификация включает всего два параметра.
- Направление зуба определяет направление рабочего движения. По этому признаку выделяют два вида одноковшовых экскаваторов:
- с прямой лопатой — ковш развернут зубьями наружу по отношению к шасси, зачерпывание осуществляется при движении рабочего органа от машины;
- с обратной лопатой — зубья ковша смотрят на экскаватор, зачерпывание груза производится при движении РО к шасси.
- Объем ковша. Наряду со скоростью работы привода, этот параметр указывает на производительность землеройной машины. Измеряется этот параметр в метрах кубических и включен в размерную группу экскаватора, однако нередко указывается отдельно, как более весомая характеристика.
Рабочий орган и степень свободы стрелы определяют то, как работает одноковшовый экскаватор.
Компания «СтройСпецТранс» сдает в аренду колесный экскаватор высокой производительности. Условия сотрудничества уточняйте по телефону 8 (964) 853-20-26.
Также читайте на нашем сайте о видах автовышек.